Cвященномученик Иоанн Кочуров (priestmartyr John Kochurov) – просветитель русин в Американской Руси.
Одним из выдающихся просветителей русин в Северной Америке («Американской Руси») был и священномученик Иоанн Кочуров (priestmartyr John Kochurov). Иван Александрович родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны, что предопределило его путь к священству с рождения. После окончания Данковского духовного училища, он успешно окончил в 1891 году Рязанскую духовную семинарию, а в 1895 году – Санкт-Петербургскую духовную академию.
Ещё в семинарии он проявил себя как прекрасный оратор. В нем явно открылось призвание к миссионерскому делу, и по окончании 10 июня 1895 года Санкт-Петербургской Духовной академии со званием действительного студента Иван Александрович, в соответствии с его желанием, был направлен миссионером в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Перед отъездом он женился на девице Александре Васильевне Чернышёвой.
27 августа 1895 года Иоанн был рукоположен в сан священника Преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским. К этому времени, ещё в 1892 году, Преосвященный Николай открыл православный приход в Чикаго. Туда-то, в 1895 году, и был назначен отец Иоанн настоятелем чикагской церкви святого князя Владимира.
Что ждало его в протестантской Америке? Быт и культурный уклад американцев начала ХХ века совершенно отличавшийся от того, в котором он родился и воспитывался в России, незнакомый, до поры, английский язык, паства в лице бедных православных эмигрантов, чужая среда, незнакомые обычаи, другой климат. Вдобавок ко всему, здания, в которых совершались богослужеия, находились в плохом состоянии. Свято-Владимирский храм в Чикаго занимал небольшую часть арендованного здания в юго-западной части города. Первый этаж дома был поделён на несколько частей, в которых находилась сама церковь, кухня и комната прислуги, а на втором – комнаты, в которых поселился отец Иоанн с семьей и штатный псаломщик.
К церкви святого Владимира в Чикаго была приписана и церковь Святой Троицы города Стритора, прихожанами которой также были бедные православные эмигранты. Так что рассчитывать на крупные финансовые пожертвования от прихожан для постройки нового храма не приходилось. В декабре 1898 года написал отец И. Кочуров о жизни своего Чикагско-стриторского прихода в Годовом отчете: «Православный приход Владимирской Чикагской церкви, состоит из немногих коренных русских выходцев, из галицких и угорских славян, арабов, болгар и аравитян. Большинство прихожан – рабочий народ, снискивающий себе пропитание тяжёлым трудом по месту жительства на окраинах города. К Чикагскому приходу приписана церковь Трёх Святителей и приход города Стритора. Стритор, и при нём местечко Кенгли, находятся в 94 милях от Чикаго, и известны своими каменноугольными копями. Православный приход там состоит из работающих на копях словаков, обращённых из униатов».
Отец Иоанн при поддержке небольшой православной общины Нью-Йорка довольно быстро адаптировался к американской действительности и приступил к активному служению приходского священника. За первые три года он присоединил к Православной Церкви 86 униатов и 5 римо-католиков, а число постоянных прихожан в храмах прихода достигло 215 человек в Чикаго и 88 в Стриторе. При обоих храмах были созданы детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников. Во время работы общеобразовательных американских школ занятия для православных детей в приходских школах шли по субботам, а в каникулы каждый день.
С 1 апреля 1897 года отец Иоанн был назначен членом нового Цензурного епархиального комитета и стал приводить в порядок церковные книги на русском и малорусском языках, которые привозили с собой бывшие греко-католики, а также следить за изданиями на английском языке. На III конвенции Православного общества взаимопомощи, состоявшейся в мае 1899 года, о. Иоанн был избран вице-председателем Общества взаимопомощи. Но ввиду отказа священников Александра Хотовицкого и Иоанна Недзельницкого от должности председателя Общества епископ Алеутский Тихон (Беллавин), который вступил на Алеутскую и Аляскинскую кафедру осенью 1898 года, своей резолюцией от 22 мая / 3 июня 1899 г., и назначил о. Иоанна председателем Православного общества взаимопомощи. Это Общество объединило все православные братства Северо-американской епархии.
Через год Святитель Тихон удовлетворил первое прошение отца Иоанна об отпуске в Россию – первом после 5 лет служения в Америке. С 15 января по 15 мая 1901 года он пробыл на Родине. Кроме встреч с родными и друзьями по училищу и академии, за эти четыре месяца он собрал средства для строительства нового храма и православного кладбища в Чикаго, для которого уже было выбрано место и 1 мая 1899 года получено благословение епископа Тихона. По данным Анатолия Бескоровайного отец Иоанн Кочуров собрал в России $15.000 (30 тыс. руб.) – действительно, значительную для того времени сумму [A history of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral of Chicago. 1892–1992 / Edited by Anatoly Bezkorovainy. Chicago: Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral, 1992. P. 15].
По возвращении в Америку отец И. Кочуров приступил к возведению нового храма, на закладку которого 31 марта 1902 года прибыл епископ Тихон. В 1903 году строительство стоимостью 50 тысяч долларов было завершено, святитель Тихон освятил храм в честь Пресвятой Троицы, и это событие стало праздником для всей русской православной епархии в Северной Америке. А 6 мая 1903 года по представлению (ходатайству) святителя Тихона отец Иоанн был награждён орденом Святой Анны III степени. Ныне этот храм имеет статус кафедрального собора в юрисдикции Православной Церкви в Америке и является историческим памятником Чикаго, пользуясь большой известностью среди православного народа в Северной Америке. В этом соборе до 2004 года, до своего возвращения в Россию, хранилась великая святыня русского народа – Тихвинская чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
В феврале 1904 года иерея Иоанна Кочурова назначили председателем Ревизионной епархиальной комиссии. 20 июля / 2 августа 1905 года он был в числе участников собрания духовенства Северо-Американской епархии, на котором обсуждались вопросы предстоящего епархиального собрания, состоявшегося в 1907 году и позже получившего название первого Собора Православной Церкви в Северной Америке.
Во время открытия этого собрания, 20 июля, вся епархия отметила десятилетие служения иерея Иоанна Кочурова в Америке, где 9 лет он был единственным священником в приходах Чикаго и Стритора (фактическая дата юбилея 27 августа). В Архангело-Михайловской церкви города Ольфроджа, при участии многочисленного духовенства епархии во главе с викарным епископом Рафаилом (Хававини; 1860 — 14.02.1915) Бруклинским, отец Иоанн был награждён золотым наперсным крестом. В приветственном адресе отцу Иоанну, после поздравления с юбилеем, говорилось: «Оставив родину, Вы пришли на эту чужую землю, чтобы отдать ей всю свою юношескую энергию, посвятить все свои силы и вдохновение. Тяжёлое наследие Вам досталось: церковь в Чикаго была полуразрушена, прихожане были разбросаны по всей огромной территории города. Вы мужественно возжигали священный духовный огонь в небольшой группе верующих, забывая о себе самом: плохое состояние Вашего дома, из ветхих стен и полов которого дули ветра и сквозила сырость, повлияло на Ваше здоровье и здоровье Вашей семьи. Ваши дети и жена постоянно болели, а приступы ревматизма у Вас, казалось, хотят уничтожить последние Ваши силы.
Мы приветствуем Вас в этот радостный день, вспоминая о Ваших добрых делах, которые сплелись в неувядаемый лавровый венок Ваших десяти лет священного служения, в должности председателя нашего Общества взаимопомощи, и цензора в Просветительском миссионерском издательстве. Вы также отдали много сил для расширения и организации приходов в Мэдисоне и Хартшорне.
Мы отдаём дань Вашей доблести и мужеству, т.к. отдалённость прихода в Чикаго лишила Вас возможности в течение этих лет общаться с православными коллегами в Америке, с Вашими братьями-пастырями. Все эти годы Вы были лишены этого духовного общения, того, что для большинства из нас служит поддержкой на тернистом пути миссионера и украшает миссионерское служение. Степень изоляции была столь велика, что Вы крестили своих детей сами из-за отсутствия других священников вокруг вас.
Пусть этот Святой Крест и образ Господа нашего на нём будет для Вас символом нашей братской любви, и поможет Вам принять тяготы, невзгоды и страдания, которые так часто встречаются в жизни священника-миссионера, и пусть он и дальше вдохновляет Вас на труды во славу Господа нашего Иисуса Христа!».
В своём ответном слове о жизни в Америке и о строительстве Свято-Троицкой церкви, ставшей одной из самых замечательных православных церквей в Америке, отец Иоанн сказал: «Последние годы были наполнены самыми яркими впечатлениями, иногда мучительными, иногда прекрасными. Это были годы бесконечных попыток сбора средств в России, годы бессонных ночей, изношенных нервов, бесчисленных бед. И вот свидетельство нашей заботы: рукотворный православный храм в образе великолепной русской Троицы, блестящий своими крестами над Чикаго! Мир и любовь, которые мы сотворили своими руками, и которые теперь в сердцах овец твоих, Господи.
Я целую этот Святой Крест, знак вашей братской любви ко мне. Пусть он будет мне поддержкой во времена скорби. Я не расстанусь с ним до моей могилы. Но ему не место в могиле. Пусть он останется здесь, на земле, для моих детей и потомков, как святая семейная реликвия, как доказательство того, что братство и дружба являются самыми священными на земле».
В следующем году Святейшим Синодом за свои труды во славу Православной Церкви отец Иоанн Кочуров был удостоен ко дню Рождения Его Императорского Величества – 6 / 19 мая 1906 года – высокой награды: возведения в сан протоиерея. Его имя было опубликовано в т.н. «наградном» номере «Церковных Ведомостей».
По инициативе Святителя Тихона, который всё больше ценил труды протоиерея Иоанна Кочурова, в мае 1906 года отец Иоанн был назначен благочинным Нью-Йорка и восточных штатов. В феврале 1907 года он стал одним из самых активных участников Первого Североамериканского Православного Собора в Мэйфилде, на котором обсуждались вопросы дальнейшего роста и устройства епархии Северной Америки и Алеутских островов. В период с 1903 по 1907 годы Чикагский и Стриторский приходы трудами отца Иоанна стали процветающими приходами в епархии. Его авторитет в среде протоиереев епархии стал настолько ощутим, что Святитель Тихон всё чаще привлекает его к решению важных вопросов в епархии.
Но ностальгия по России и большой семье, оставшейся на Родине, которую он покинул 12 лет назад, полностью завладела мыслями отца Иоанна. И повод для написания очередного прошения о переводе его в Россию нашёлся сам собой: пришло известие о тяжёлой и «последней» болезни отца матушки Александры – священнослужителя Санкт-Петербургской епархии. Он звал его домой и надеялся успеть передать свой приход в ведение достойного протоиерея, каким стал к этому времени его зять. Кроме того, у него было желание дать своим трём старшим детям образование в России, о чем он также писал в своем прошении.
20 мая 1907 года протоиерей Иоанн Кочуров получил увольнение от службы в Алеутской и Североамериканской епархии. За неделю до отъезда он получил из России известие о том, что отец жены скончался. Повод, озвученный Кочуровым и позвавший его в дорогу, исчез сам собой, но, тем не менее, в июле 1907 года отец Иоанн Кочуров покидает Америку, в которой прослужил 12 лет.
Через 10 лет, 31 октября 1917 г. по ст. ст. (13 ноября по н. ст.), настоятель Екатерининского собора в Царском Селе протоиерей Иоанн Кочуров — талантливый законоучитель, ревностный и благоговейный совершитель богослужений, красноречивый и эрудированный проповедник — был убит. Его мученическая смерть открыла длинный список новомучеников богоборческого XX века. Большевики арестовали о. Иоанна за совершение в городе Крестного хода с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Его, настоящего миротворца, отвели на окраину города, к Федоровскому собору, и после издевательств убили за то, что он якобы, организуя Крестный ход, молился о победе казаков. Именно молитва о ниспослании «братства и дружбы» русским православным людям, о которых он говорил в своем благодарственном слове в честь 10-летия служения в Америке, в годину оскудения любви и милосердия в многострадальной России вызвала к нему беспощадную ненависть богоотступников, которые, лишив его земной жизни и сорвав с его бездыханного тела наперсный крест, не смогли лишить его нетленной славы православного мученичества.
Лит.: Чикаго-Стриторский приход: (Ист. описание) // Амер. Правосл. Вестн. Н.-Й., 1898. № 24. С. 681-682; Приветственная речь, сказанная при встрече Преосв. Тихона в Чикаго 8 дек. 1898 г. // Там же. 1899. № 5. С. 149; К пребыванию Его Преосвященства Тихона в Чикаго 25-30-го окт. 1900 г. // Там же. 1901. № 1. С. 4-8, № 2. С. 30-32; «Братие! Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог»: [Воззвание]. [М.,] 1901; Торжество закладки первого рус. храма в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1902. № 8. С. 170-173; Путешествие Его Высокопреосвященства Тихона, архиеп. Алеутского и Северо-Американского, по епархии: Прибытие в Чикаго // Там же. 1905. № 19. С. 374-376; Письмо матери: Отрывок, нач. 1901 г. // Американский период жизни и деятельности св. Тихона / Сост.: А. В. Попов. СПб., 2008. С. 56-57.
На постройку храма в Чикаго // Петербургский листок. СПб., 1901. № 73. С. 3; Десятилетие служения на миссионерском поприще в священном сане о. Иоанна А. Кочурова, настоятеля рус. церкви в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1905. № 17. С. 340-346; Отъезд о. прот. Иоанна Кочурова // Там же. 1907. № 14. С. 219-227; А History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedrаl of Chicаgo, 1892-1992 / Ed. А. Bezkorovainy. Chicаgo, 1992; Прот. Иоанн Кочуров, новосвященномученик, пресвитер Царскосельский, первомученик русского духовенства // http://www.pravenc.ru/text/469121.html
Житие на английском языке: The Life of St John Kochurov, Hieromartyr, Missionary in America, First Clergy Martyr of the Russian Revolution. // http://oca.org/saints/lives/2015/10/31/103122-priestmartyr-john-kochurov