В своем обращении наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры архиепископ Почаевский Владимир освещает ситуацию, сложившуюся вокруг Почаевской Лавры (Подробности на официальном сайте Почаевского монастыря http://www.pochaev.org.ua/?pid=1521 Обращение братии к православным христианам о сборе подписей на защиту Лавры и в кратком сюжете http://www.youtube.com/watch?v=REO_hqt2tF8&feature=player_embedded, который рассказывает о Успенской Почаевской Лавре, о её святынях, о гонениях на монахов в недалеком советском прошлом и о непростом настоящем дне монастыря).
Дорогие братья, сестры и соотечественники! Мне как наместнику Свято-Успенской Почаевской Лавры, в первую очередь – монаху, в эти святые дни Великого поста, меньше всего хотелось бы говорить о суетном и мирском. Но события, происходящие в последнее время вокруг нашей святыни, вынуждают это делать.
Славная и великая история Почаевской Лавры уходит своими корнями в глубину веков. Сама Пресвятая Богородица избрала это светлое место, дабы именно здесь открыть измученному, страждущему люду сокровищницу Благодати Господней. Царица Небесная впервые явилась на Почаевской горе в 1240 году – и с тех пор до наших дней здесь нескончаем поток Божьих Даров. Святыни Почаева известны и почитаемы во всем христианском мире. Люди находят здесь умиротворение, отраду и утешение свом измученным душам. В святых Таинствах Православной Церкви льются исцеляющие слезы покаяния, очищения и возрождения души человеческой. Есть счастливцы, кто возвращается отсюда живым свидетелем истинного Божьего Чуда.
Однако насколько велика могучая всепобеждающая сила этого Богоизбранного места, настолько сильны и навязчивы искушения. Силы безбожные не оставляют в покое Почаев, все норовят привнести раздор и смуту. С первых самых дней украинской независимости на Почаевскую Лавру пристально и неприязненно взирает местный – тернопольский областной политикум. Сменяются названия партий, приходят и уходят правительства и президенты. Но ничто не меняется в риторике местных властей. И в Тернопольском облсовете, и в региональных средствах массовой информации, и на митингах с участием населения постоянно звучала и звучит одна и та же тема: Почаевская Лавра принадлежит «не той» конфессии. Кому-то вдруг не нравится, как в Лавре служится, поется, как проповедуется. Или – как здесь идут дела житейские, проходят ремонтные работы, строятся новые храмы… Да мало ли что еще вдруг начинает возмущать этих людей.
12 января 2012 года в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 9690, который предусматривает возврат церковных сооружений Почаевской Лавры, отобранных советской властью, ее законному собственнику. То есть – канонической Украинской Православной Церкви в лице религиозной общины мужского монастыря Свято-Успенской Почаевской Лавры.
О каком возврате идет речь? Напомню, что в 60-х годах прошлого века атеисты-безбожники пытались разогнать братию монастырскую, закрыть Лавру, испепелить ее силу духовную и превратить ее в музей. На что только не шла власть, чтобы достичь своей цели: одних монахов заточали в застенки, других – в психбольницы. Кого-то – вовсе вывозили на вокзалы или в близлежащие леса. Применялись все – даже самые нечеловеческие методы – лишь бы заставить людей, преданных Богу, покинуть монастырь. Обитель почти опустела: из 150 насельников осталось лишь 15. Лично знаю исповедников тех времен, которых государственная карательная машина неоднократно лишала воли за то, что они отказывались покидать это святое место. Но по воле Божьей люди, пережив заключение, снова возвращались в обитель. Милостью Божьей, исповедническим мужественным подвигом Лавру отстояли. Ее не смогли закрыть. Однако лаврские помещения и лаврское имущество были конфискованы.
Вы знаете, что было на территории Лавры до 2000 года? Давайте вспомним. В помещениях, отобранных государством у Лавры, цинично разместили …музей атеизма! А также – медицинские учреждения: больницу общей практики и неврологическую больницу с ее административным корпусом, поликлинику, вдобавок – аптеку и даже прачечную. И это еще не все! Здесь же появились и другие заведения, никак не связанные с медициной: РТП, ПМК, сельхозхимия, сельхозтехника и многие другие организации. Некоторые помещения просто отдали под жилой фонд.
Власть конфисковала не только здания – были отобраны многочисленное имущество и земли, которые нам уже никто не вернёт и на которые мы даже не претендуем.
Что дальше? Несколько соборов: Успенский, Троицкий, колокольня, монастырские кельи с 1960 года были переданы монахам в платную аренду. И это еще не все: помимо платы за аренду, монастырю приходилось постоянно тратиться на капитальные и текущие ремонты.
А теперь давайте вспомним, как зарождался монастырь. Кому же воистину принадлежит его имущество?
Иноки заселяли пустынные места и пещеры для уединения от мира и молитв. Народ шел к ним – народу необходимы были общение, советы. Люди вносили посильную лепту, давали средства на молитвы. Именно за эти монастырские деньги строилась обитель. Думаю, ни у кого нет сомнения, что все монастырское имущество являлось и является собственностью монастырской семьи. Если люди жертвовали, то они делали это по зову сердца, по воле Божьей, без корыстных целей – во славу Божью. И несмотря на все это, имущество, как мы знаем, было конфисковано и с монахов затем еще и брали – вдумайтесь! — арендную плату.
С провозглашением независимости украинского государства, казалось бы, ситуация должна была измениться. Украина осудила тоталитарную политику прежнего Советского Союза. Президентами страны были изданы соответствующие Указы и распоряжения, согласно которым Церкви должно было быть безоговорочно возвращено все ее имущество. На основании этих документов в западном регионе были возвращены в пользование культовые сооружения всем конфессиям. Всем – кроме канонической Украинской Православной Церкви.
Приведу такие примеры. Областная госадминистрация в Тернопольской области по состоянию на 1 января 2003-го года передала в собственность приходам Украинской Греко-Католической Церкви 669 храмов. Из них, кстати, 264 являются памятниками исторического значения. Во Львове греко-католическая община получила в собственность древние памятники исторического и культурного значения: собор святого Юра, Онуфриевский монастырь, Преображенский собор, церковь святого Андрея и ряд других храмов и церковных сооружений. Хотя все вышеперечисленные здания не мене древние, чем соборы Почаевской Лавры, их почему-то никто не вносил в список объектов,которые не принадлежат возвращению, куда включили лаврские сооружения. Интересно,что в связи с этим никто не дискутировал, не проводил общественных слушаний, не возмущался.
А что же Почаевская Лавра, святое место украинского Православия? Милостью Божьей, стараниями братии мы с 2000-го года добились права на бесплатную аренду собственных лаврских помещений. Недруги Православия, однако, попытались нас разоружить: сооружения Лавры были переданы в ведение Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника. С Божьей помощью нам удалось выйти из него в 2003-м году. Затем еще одно испытание. Лаврские сооружения передаются на баланс Госкомитета по делам строительства и архитектуры. И чтобы в дальнейшем эти сооружения нельзя было вернуть их законному собственнику – Церкви – в 2008-м году их вносят в перечень объектов, которые не подлежат возврату.
Тогда по инициативе братии Лавры и был зарегистрирован упомянутый законопроект № 9690 от 12 января этого года – для того, чтобы восстановить историческую справедливость.
Что же мы видим? В Тернополе организовывается инициативная группа, которая пишет обращение к руководству государства с требованием заблокировать этот документ и вновь возвратить в зону заповедника лаврские сооружения, выведенные из него до этого. Все это хорошо продуманный способ как поднять свой рейтинг перед предстоящими выборами среди жителей западных регионов Украины. Кто эта инициативная группа? Христопредатели, еретики, раскольники. Других определений у меня нет. Спекулируя на национальных чувствах людей, эти «патриотические янычары» твердят навязчивую старую тему, абсурдную по своей сути: «московская церковь»,«москали», «национальную святыню передают Москве», «Почаевскую Лавру приватизируют».
В действительности же ни про какуюприватизацию даже речи не идёт – это все очередная провокация СМИ. Спекулировать приватизацией могут только люди, которые никогда не читали законопроект № 9690. В нём ясно написано, что церковные здания, которые были отобраны у Православной Церкви, должны быть возвращены в её законную собственность и за ними сохраняется статус памятников культуры. Этот закон не предусматривает приватизацию, а только возвращение собственности, принадлежавшей Православной Церкви и насильно отобранной у неё в прошлом веке. К сожалению, враждебными силами извращается и искажается смысл данного законопроекта с сознательной целью – введение широких масс людей в заблуждение. Все это делается с единым расчетом — ни в коем случае не допустить возвращения отобранных государством церковных зданий в собственность Почаевского монастыря. К тому же, одним из выдвинутых раскольниками и униатами требований является включение Лавры в зону заповедника. Люди, которые выступают с такими требованиями, потеряли веру в Бога, возможно даже не имели её и, как следствие, преследуют одни лишь политические цели, вводя в заблуждение доверчивых земляков.
Имеют ли под собой основание утверждения, что Почаевская Лавра передаётся Москве? Нет. Они абсурдны. Объясняю. С 1990-го года Украинская Православная Церковь есть канонически независимой и самостоятельной в своем управлении (Грамота Патриарха Алексия II от 27 октября 1990-го года). В своем письме № 1338 от 20 декабря 1993 года к Министру Юстиции Украины г-ну Онопенко В. В. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в очередной раз подчеркивает: «Украинская православная церковь с октября1990 года канонически является независимой и полностью самостоятельной в своем управлении. Какой-либо административно-финансовой подотчетности Московской Патриархии не существует. В связи с этим мы заявляем, что Московская Патриархия не имеет никаких претензий на какое бы то ни было движимое или недвижимое церковное имущество Украинской Православной Церкви».
Для людей верующих и здравомыслящих этого более чем достаточно, чтобы понять, каков статус нашей Церкви и кому принадлежат её храмы и имущество. Наша каноническая Украинская Православная Церковь – это единственная церковь на территории Украины, которая признана мировым Православием. А так называемые конфессии Киевского Патриархата и УАПЦ не признаны ни одной из Поместных Церквей мира. Они являются национально-украинскими раскольническими организациями, утерявшими связь с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, основанной Самим Господом нашим Иисусом Христом. Но, к сожалению, в наше лукавое время правда нередко выдается за неправду, а неправда – за правду. Об этом сказано в Святом Писании: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12-13).
Хочу призвать вас к бдительности. Будьте внимательны, получая распространяемую информацию! Умейте отделить истину от провокации и постарайтесь понять, что отобранные, конфискованные безбожниками в 60-х годах ХХ века сооружения Почаевской Лавры не приватизируются, а возвращаются – возвращаются в законную собственность канонической Украинкой Православной Церкви.
Почаевская Лавра – это православная Святыня. Вспомним же ее историю. Вспомним, что основали эту обитель не представители иных, чуждых нам конфессий или еретики с запада, а – православные иноки, пришедшие сюда в 1237 году из Киева – «матери градов Русских».
Братья и сестры! Мы видим, как враг рода человеческого, диавол, на протяжении всей истории пытался внести смуту, уничтожить основы Православия, восставал против Правды Божией, против Святого Православия и вообще – против всего светлого, чистого, указывающего человеку путь к Господу, дающего ему возможность уверовать в Бога и быть с Ним вечно.
Итак, «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13), «ибо противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).
+ Владимир,
Архиепископ Почаевский,
Викарий Киевской Митрополии,
Наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры