Царство прощенных и простивших

11-я неделя по Пятидесятнице (Матфей, 18, 23-35). Царство прощенных и простивших

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

Притча о немилосердном заимодавце (Мф.,18,23-35). Современная фреска

Притча о немилосердном заимодавце (Мф.,18,23-35). Современная фреска

Дорогие братья и сестры! Царство Божие есть Царство Любви. Кто не имеет любви, тот не может войти в это Божественное Царство. В нем находятся помилованные Богом, и те, кто, по примеру Божьему, «от всего сердца» простил своим должникам.

Об этом говорится в сегодняшней притче о царе и его должнике, которому царь всё простил, а он не захотел простить маленький должок своему другу. Главная мысль этой притчи следующая: мы должны стараться уподобляться Господу в милосердии. Но при этом, уповая на Божье милосердие, нам не следует забывать о Божьей справедливости.

Бог проявил Себя таким, каким Он всегда был и есть по существу, — Любовью. Он показал Себя Всепрощающим, Милосердным нашим Другом и Помощником.

А человек по отношению к такому же человеку, своему бывшему другу и в то же время должнику, не захотел поступить по примеру Бога. Прощенный Богом человек настолько исказил в себе Образ Божий, что своей жестокой «справедливостью» уничтожил человеческую дружбу, попытался уничтожить своего друга и в итоге «убил» самого себя. Тогда Бог отменил Свое милосердие и поступил с этим жестокосердным по тому же закону, который тот избрал для своего должника.

Тот, кто не прощает, – тот свидетельствует, что в нем нет любви и он попадает в темницу (мрачный ад) до тех пор, пока не отдаст долг, то есть навечно, так как отдать долг у него нет никакой возможности… И даже родные из-за него страдают: его жену с детьми продают в рабство. В словах «…Господин повелел продать и его, и жену, и детей, и заплатить» (Мф. 18, 25) содержится косвенное указание на несчастья, падающие на головы детей из-за родительских долгов, то есть их грехов.

В притче Христос указывает на величину наших взаимных долгов и Божьего прощения. Тьма талантов больше ста динариев в миллион раз. Это похоже на человека, который, получив в подарок дом, стал бы отбирать у какого-нибудь нищего доллар. С другой стороны, долг в сто динариев — тоже деньги. Обида от наших ближних может быть очень горькой. Мы все должны что-то друг другу.

Легче простить, когда человек знает, что он также является прощенным должником. Каждый из нас с детства помнит, как легко становится на душе, когда взрослые нежданно прощают проступок: по делу должны были бы наказать, но то ли не заметили, то ли не захотели заметить. Надежда на прощение сопровождает нас всю жизнь. Нет человека, который хочет добровольно и сознательно отказаться от того, чтобы его простили, заявить Богу прямо и решительно: «Воздай мне, Господи, по моим делам, суди меня по справедливому Твоему Закону!» Мы, вслед за Псалмопевцем, готовы возопить Небесному Неподкупному Судье: «Отврати лице Твое от грех моих» (Пс. 50.11). Не гляди, Господи, на мою скверну я не хотел сделать это!

Все люди хотят справедливости, требуют точного и верного суда, ищут честных судей, но только – для других, для всех остальных, для виноватых. Когда дело касается нас самих, тогда мы хотим, чтобы применялся принцип не справедливости, а милосердия. И ничего в этом удивительного нет. Начало и содержание любой нашей молитвы: «Господи, помилуй!» — «Помилуй», а не «накажи»!…

Апостолы на своем первом Соборе, когда создавали правила, по которым должны жить новообращённые из язычников христиане, сформулировали важный принцип для замены всех многочисленных и детальных предписаний Закона Моисеева: «Не делайте другим того, чего себе не хотите!» (Деян. 15. 29). Нет проще и понятнее этой заповеди!

Иисус Христос, уже умирая на кресте, преподал всем нам величайший урок – урок прощения: «Отче, прости им…». В этих словах вся полнота Благой Вести, доказательство истинности Евангелия. Без прощения мы не можем ни понять Евангелия Христова, ни исполнить его. Без прощения никто не может называться христианином. Как мы поступаем с ближними, так Бог поступит с нами. Будем прощать и мы, пока есть у нас время. Аминь!