Вершины Богооткровения (Богообщения и Преображения).
Гору Фавор, на которой, по преданию, Христос явил славу Свою, можно смело назвать не только «преображением» горы Синая, но и её «завершением» — настоящей вершиной, округлым пиком. Синайские горы — скалистые, пустынные и безжизненные — похожи на суровый Ветхий Завет. Всегда же зеленеющий на севере Святой Земли, в Галилеи, Фавор, с легким облаком прохлаждающей и живительной благодати, — образ Нoвого Завета. Строгий Ветхий Завет с грозным и грозовым Синаем — благодаря явлению в мир Христа — преобразился в более доступный для всех верующих светоносный, цветущий и плодоносный Фавор Нового Завета.
Восхождение и нахождение пророка Моисея на горе Синай для получения Заповедей Божиих и явление ему Бога в облаке (о чем повествует первая паремия (Исход XXIV, 12—18) праздника Преображения) таинственно прообразуют то, что произошло во время Преображения Христова. Между этими двумя событиями Священной истории и местами, на которых они произошли, можно провести следующие параллели:
Синай был покрыт облаком, в котором звучал голос Божий, — и Фавор оделся облаком, из которого ученики Христовы услышали голос Отца Небесного. В Ветхом Завете облако – символ присутствия Божия. Облако – с веянием тихого ветра и появлением росы – на жарком знойном Востоке всегда свидетельствует об особой милости и любви Божией.
На Фаворе, как на Синае, Бог приоткрыл избранным пророкам и апостолам — а через них и нам, в возможной для нашего земного восприятия мере, — Свою небесную «велелепную» (2 Петра 1, 17) славу.
На вершину Синая из всего Богоизбранного народа был допущен только Моисей — и на Фавор поднялись лишь избранные из избранных ученики Христовы. Господь берет с Собой лишь троицу: Петра, Иакова и Иоанна, указывая этим, что избранные души ведутся к Фавору тремя духовными добродетелями: крепчайшей верой, непоколебимой надеждой и огненной любовью.
На вершинах Синая Господь беседовал не только с пророком Моисеем, а затем с пророком Илией, но через них — и со всей Церковью. На Фаворе Бог Отец и Его Возлюбленный Сын беседуют не только с избранными апостолами — но и с каждым из нас. На Синае Моисей трепетал и радовался близости Божией — и на Фаворе ученики сначала вскричали от страха (Мк. 9, 6), a потом обрадовались так, что не помнили и не понимали того, что говорили… Иногда ведь и нам, подобно этим трем апостолам, хочется удержать здесь на земле на всю жизнь моменты радости, света, благодати и покоя, чтобы всегда было только одно Небо без земных бед и бурь.
На Синае Моисей получил Заповеди Божии — и на Фаворе ученики услышали краткое изложение воли Отца Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и повелел: «Его слушайте». Эти слова можно назвать двумя «новозаветными скрижалями», утверждающими веру и послушание.
Моисей с Синая принес народу Заповеди Божии — и ученики Христовы после Преображения передали всем нам повеление слушать Господа, сказавшего в Евангелии все, необходимое для спасения.
Моисей, получивший заповеди Ветхого Завета на Синае, своим явлением на Фаворе со склоненной перед Христом головой (как некогда на Синае перед Богом), подтвердил конец Ветхого и начало Нового Завета и указал, что Бог Ветхого и Нового Завета — Бог, вручивший ему скрижали на Синае, и Бог, преобразившийся во славе на Фаворе — Один и Тот же. С Фавора началась новая история: история Царствия Божия во главе со Христом. Очевидец Преображения Господнего первоверховный апостол Петр в своем Втором Соборном послании об этой новой эпохе бытия человечества — начале Царствия Вечности — сказал так: «…начнет рассветать день и взойдет утренняя звезда в сердцах ваших…» (1, 19).
Чтобы подняться на Фавор для нашего преображения и усовершенствования, нам сначала необходимо приблизиться к Синаю для боговидения, для узнавания своего Господа. Первый шаг на пути к этим духовным вершинам — выйти из греховного рабства, стать свободным от власти диавола и личных страстей народом Божиим. К сожалению, мы — часто ленивые — привыкли только ползать по «египетской» земле суетных удовольствий. Пусть в этот праздник наши мысли, наклоняющие наши души к земле, пробудятся и восстанут для того, чтобы подняться «на высоту Божественного восхождения» (икос праздника). Поспешим присоединиться к апостолам Петру и к сынам Зеведеевым Иоанну и Иакову! Вместе с этими избранниками достигнем вершины Фаворской горы, чтобы на ней с ними увидеть славу Бога нашего и услышать глас, тот, что они услышали Свыше и провозгласили нам и всему миру об Отчем Сиянии — Христе. С этой духовной вершины мы сможем как можно ранее увидеть восход Истинного Солнца — Христа и наступление нового вечного дня в своей жизни. Аминь!
е.Иов
ПРИМЕЧАНИЯ. Гора Сина́й (ивр. «Хар-Синай»; также «Гора Святая», «Гора Моисея», «Гора Хорив») — гора на Синайском полуострове в Египте. На этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.
Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея (араб. «Джабал-Муса») как горы Синай является древней христианской традицией. На вершине горы Моисея находится православный храм Святой Троицы. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, в течение сорока дней и ночей, укрывался Моисей (Исх. 24, 18; 33, 20-23). На северном склоне горы расположены пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит греческий монастырь святой Екатерины.
Фаво́р (ивр. הר תבור, «Тавор»; греч. Όρος Θαβώρ; араб. «Джебель-Тор») — отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилеи, в 9 км к юго-востоку от Назарета. Название значит «центральное выпуклое место», «пуп».